Людям племени Пираха чужды понятия стыда, вины, обиды.

Вы наверняка слышали про племя Пираха, живущее в джунглях Бразилии. Это племя практически не спит (урывками по 20-30 минут стоя); не знает, что такое прошлое и будущее; не делает запасы впрок; у них нет понятий стыд, вина, обида, страх; они не верят в то, что не видели сами. Они живут одним днем и счастливы.

Пираха  считают, что спать вообще нельзя. Во-первых, повсюду змеи, во-вторых, во сне человек чуть-чуть умирает, и просыпается уже совершенно другим, более взрослым или старым. Поэтому Пираха не спят по ночам, а дремлют по полчаса, там, где их сморила усталость.

Так как у индейцев нет стабильного ночного сна, отделяющего новый день от предыдущего, то у них нет и понятия о вчера или завтра, нет календаря, нет  прошлого и будущего. Поэтому они не думают о будущем, не вспоминают о прошлом.  

Они не делают запасов впрок и все, что поймали или собрали, тут же съедают. Если ничего поймать или собрать не удалось, то остаются голодными. К еде индейцы равнодушны, они не понимают, зачем есть каждый день. И даже, если есть еда, они могут устраивать голодные дни.

У индейцев нет внешних проявлений вежливости, они им не нужны. Они просто любят друг друга и окружающих, и уверены, что те отвечают им взаимностью без лишних слов.

Людям племени Пираха чужды понятия стыда, вины, обиды. Если кто-то уронил рыбу в воду, то это плохо, ведь все лишились обеда. А причем здесь тот, который уронил? Если один ребенок толкнул другого и тот сломал руку, то ее надо лечить. Но виноватых нет — случилось то, что случилось. Пираха не ругают и не наказывают детей, просто объясняя, как нужно и как не нужно делать.

Частная собственность (за исключением одежды и оружия) в племени не существует, здесь все общее. Если человек не пользуется вещами, значит, они ему не нужны и их может взять любой. Но если хозяин расстроится из-за этого, то ему сразу же все вернут. 

В племени нет воровства, убийств, самоубийств. Живущие одним днем индейцы Пираха абсолютно счастливы. 

Семьи у Пираха моногамные, но мужчина и женщина живут вместе до тех пор, пока довольны друг другом. Если же муж не приносит добычу в дом, жена вправе найти себе другого супруга. Так и муж имеет право уйти от жены, если она не занимается огородом и рыбалкой, к тому же постарела или стала непривлекательной.

Об этом удивительном племени в Мире стало известно только в 70-х годах прошлого века благодаря бывшему миссионеру, который прожил среди индейцев 30 лет. 

Американский проповедник Дэн Эверетт, а по совместительству этнограф и лингвист в 1977 году прибыл в джунгли Амазонки, чтобы нести слово божье. Его целью было рассказать о Библии тем, кто ничего о ней не знал — наставить на путь истинный дикарей и безбожников. Но вместо этого миссионер встретил людей, живущих в таком согласии с окружающим миром, что те сами обратили его в свою веру, а не наоборот.

Все попытки миссионерской деятельности среди племени не увенчались успехом, так как:

- Пираха не воспринимали единого бога из-за проблем с пониманием цифры «один»;

- толкование происхождения человека рассмешило индейцев, т.к. откуда берутся дети, они уж точно знали;

- в существование Ада и Рая они тоже не поверили, так как были уверены, что после смерти станут духами и уйдут в лес;

- не поверили они и в Иисуса Христа. Они лишь спросили, видел ли сам миссионер, как плохие люди прибили доброго человека к дереву, или, быть может, он знает тех, кто видел? А если нет, то как он может знать, что именно произошло?

 

Дэн Эверетт в своей книге рассказывает: «Мне было всего 25. Тогда я был горячо верующим человеком. Готов был умереть за веру. Готов был сделать всё, чего она потребует. Тогда я не понимал, что навязывание другим людям своих убеждений — это та же колонизация, только колонизация на уровне верований и идей. Я пришёл, чтобы рассказать им о Боге и о спасении, чтобы эти люди смогли попасть в Рай, а не в Ад. Но я встретил там особенных людей, для которых большинство вещей, которые были важными для меня, не имели значения. 

Они не могли понять, с чего я решил, что имею право объяснять им, как жить. Качество их жизни было во многих отношениях лучше, чем у большинства религиозных людей, которых я знал. Я нашёл мировоззрение этих индейцев очень вдохновляющим и правильным. 

Я считаю, что они счастливы, потому что не беспокоятся о прошлом и будущем. Они чувствуют, что в состоянии заботиться о своих потребностях сегодня. Они не стремятся получить вещи, которыми не обладают. Если я что-то даю им — хорошо. Если нет — тоже хорошо. В отличие от нас, они не материалисты. Они ценят возможность путешествовать быстро и легко. Я никогда и нигде (даже среди других индейцев Амазонии) не встречал столь спокойного отношения к материальным объектам».

 

В итоге миссионер стал атеистом и понял, что он навязывал Пираха то, во что сам до конца не верил. Пираха не нуждаются в Боге: они и так лучше и чище многих верующих людей. И вообще, они самый счастливый народ на Земле.

Узнавая о таких людях, невольно задумываешься, а действительно ли все блага цивилизации и сформулированные и привитые нам с детства понятия и привычки столь нужны. Если люди живут сотни лет без всех не только материальных вещей, но и таких понятий, как стыд, страх, обиды и даже сон, то не всё так однозначно. Есть о чем подумать.

А что Вы считаете лишним и от чего могли бы отказаться в настоящее время?

https://love-and-travel.livejournal.com/3621.html

0 отзывов

Другие материалы из категории «Политика и общество»