(Почему ЖЭЭНБЕКОВУ надо реформировать бюрократию?)
Пятый президент КР рассказывает в регионах о своих планах и реформах. Желая помочь ему, газета "Деньги & Власть" вновь публикует свою критику одной из самых проблемных явлений нашего государства - обременительную бюрократию.
Излишние копии дублирующих друг-друга отделов, управлений и служб в судах, прокуратурах, МВД, ведомствах, госкомитетах, аппаратах и мэриях - могут месяцами и годами двигать одну бумагу вверх (вплоть до 7 этажа Белого дома), а потом вниз, требуя за свои услуги мзду, тормозя и замедляя развитие страны в целом. То есть, бездарная власть ничего не производя - посадила на шею простых граждан целую армию бесполезных людей - чиновников и клерков.
В итоге, нет реального роста ВВП, нет эффективной фискальной (бюджетно-налоговой) и монетарной (денежно-кредитной) политики, поэтому нет ошутимого развития страны. Но растет госвнешдолг, власть ворует миллионами и сбегает. И Кыргызстан не "колбасит" только потому, что миллионы активных граждан стали гастарбайтерами за пределами страны. Но, если (хотя-бы) 3 месяца они перестанут высылать деньги на родину, то в Бишкеке революционный бунт просто неминуем...

В СССР по данным 1990 года, чиновников было 780 тысяч, при населении 293 млн. 047 тысяч 571 человек. Если на советских 375 граждан был 1 чиновник, то в современном Кыргызстане 1 чиновник приходится на 190 человек (с учетом миграции 1 чин на 160 чел). То есть, по данному показателю мы обогнали СССР в 2 раза.

 

Кто такой чиновник - это республиканский, областной, районный государственные и муниципальные служащие. Занимая должности в госадминистрациях, они получают за свой труд денежное вознаграждение (должностной оклад). Плюс идет плата за классный чин, плюс за условия муниципальной службы, плюс за сложность работы, плюс ежемесячные премии и матпомощь руководству (по 4-6 должностных окладов). При этом, они не производят никаких материальных ценностей.

Более того, к ним не относятся: депутаты местных Кенешей (не получающие зарплаты из бюджета), силовые структуры (МО, МВД и т.д.), учителя, врачи, работники культуры и другие, кто не имеют статуса госслужащего.

 

Справка

Госуправление состоит из 4-х структур: госорганы, госорганизации, госучреждения, госпредприятия. Из них, статус госслужащего имеет лишь сотрудники госорганов и руководители госорганизаций, госучреждений и госпредприятий.

 

Изучая аналитические данные СМИ и других независимых источников, я пришел к нескольким выводам:

  1. Чиновник КР— это общественно-бесполезный человек.
  2. Чиновник КР— это паразит общества, так как не производит никаких материальных ценностей, а только потребляет.
  3. Чиновник КР это тормоз развития общества, экономики, науки, промышленности, сельского хозяйства, образования, здравоохранения, спорта и т.д. Так как чиновнику нужно только кресло, кабинет, телефон, компьютер, и ещё служебная машина, отдых на курорте за счет госпомощи, и главное, чтобы его ни кто не беспокоил.
  4. Чиновник КР - это главный топ-менеджер коррупции, мошенник, взяточник, жулик и вор. В этом можно убедится из ежедневных новостей в СМИ, когда сообщают о 1000 возбужденных уголовных дел, правда до суда доходят единицы. В итоге, они продолжают воровать, мошенничать, размножать коррупцию, и практически за это не отвечают (ни конфискацией имущества, ни уголовным наказанием). Живой пример Дирекция по восстановлению г. Ош, 20-летний Кумтор, Энергетика, строительство дорог и др. объекты и субъекты).
  5. Из чиновников всех рангов: 2/3 имеет диплом ИСИТО, из остальной 1/3 лишь 4-7% имеют высшее профильное образование. Тогда как по международным данным, эффективность (КПД) управления экономикой и обществом в КР составляет всего 12,5 %, когда в странах Европы и США этот показатель равен 93-100%.
  6. Чиновничье сообщество КР превратилось в антагонистический класс. Оно объединилось с олигархами, миллионерами, полицией, прокуратурой, судами и свою деятельность направляет против простого народа, нищих и бедных, которые и есть почти 80% населения КР. На сегодня бедность лишь растет, следовательно, антагонистические противоречия с каждым годом обостряются.
  7. Чиновник, занимая должность в администрации, имеет кучу прав и не имеет никаких обязанностей, и ни за что не отвечает. С учетом сросшейся коррупции всех госчиновников и госорганов, их нельзя привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности за халатность, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, несоответствие должности, по признакам коррупции – ибо они сообща содействуют преступности. Парадокс системы.
  8. Чиновник (депутат, особенно руководитель администрации, министр, начальник управления или отдела), давно превратились в хозяина своей структуры, нарушая статус своего положения. А некоторые из них начисто потеряли всякую совесть, человеческую мораль, достоинство и человеческие качества и постепенно превращаясь в хищников и падальщиков. Отсюда злобное отношение простых людей к чиновничьему аппарату в целом.
  9. На содержание армии чиновников в КР расходуется более 50% годового дохода госбюджета, в Европы и США на эти цели тратится 4-5% годового бюджета. КПД вы уже знаете. В то же время, содержание чиновников и топ-менеджеров администрации Президента и аппарата Правительства КР  в среднем составляет 30.000 - 100 000 сомов. В администрациях регионов 25. 000 сомов, т.е. в 2-4 раза больше, чем врачи, учителя, работники культуры. А финансирование образования, здравоохранения и культуры в КР меньше чем в развитых странах в десятки и более раз.

Вот вам и вся суть госдеятельностии госчиновников в современном Кыргызстане – одним словом, бесполезные люди. Из-за бесполезности деградировавшей госслужбы и самих госчиновникови депутатов ЖК (за 25 лет суверенитета) в КР - "один из важнейших макроэкономических показателей, выражающий в качестве ключевого показателя (номинальный ВВП КР) на душу население фактически составлялот $650 – 1290.

Для сравнения, в Китае ВВП на душу население в далеком 1978 году составило около $200, а в 2015 году этот показатель составил около $9 тыс. Рост за 35 лет составилв 45 раз.

Не секрет, что госвнешдолг КР является «чрезмерным». Из стран СНГ в таком положении оказался только Кыргызстан. Страна произвела столько ненужных специалистов, что сегодня некому работать на заводах и фабриках и в сельском хозяйстве. Молодые юристы, экономисты и бухгалтеры работают продавцами в салонах сотовой связи и менеджерами, представляя из себя офисный планктон. Ничего не производя, молодые люди играют в компьютерные игры и общаются в социальных сетях за небольшие зарплаты, и это их вполне устраивает.

Такой выбор профессии у молодых людей, прежде всего связан с уровнем зарплаты и коррупционными возможностями. Незначительная часть школьников все же думают о том, как принести пользу обществу.

Уже 25 лет показатели макроэкономики топчутся на месте, но госвнеш долг растет 7-мильными шагами. Если в 1992 году КР взяла кредитов на $ 4,9 млн. То к 2002 году долг достиг отметки $ 1,5 млрд., а в2016 году он стал $ 4,105 млрд. (При этом, долг полученный за 2016 год составил более $ 500 млн.). По данным МВФ, это самый высокий показатель среди стран Центральной Азии и Кавказа.

 

Эксперты ожидают, что по итогам года уровень госдолга Казахстана будет составлять чуть более 20% ВВП, Узбекистана – около 15%, Туркмении – около 25%. У Кыргызстана и Армении около 50%, Таджикистана – 45% и Азербайджана 40%.

Кроме этого, среди стран Центральной Азии и Кавказа, Кыргызстан лидер и в рейтинге уровня бедности. МВФ ожидает, что к концу 2017 года он превысит 35%. Показатели бедности высоки также у Таджикистана (около 35%) и Армении (около 30%). Самые низкие – у Казахстана (менее 5%), Азербайджана (около 5%), Грузии и Узбекистана (около 15%).

 

Абдималик КУДАЙБЕРДИЕВ

(независимый финансист-аудитор)

0 отзывов

Другие материалы из категории «Политика и общество»

Новости / Аналитика и комментарии

00

Новости / Экономика и бизнес

00

Новости / Аналитика и комментарии

00