5656

«Особый путь» Сооронбая ЖЭЭНБЕКОВА - это сверхрадикальные реформы экономики и все, что связано с экономикой. «Бояться нечего – экономика на грани дефолта», а потомкам Манаса Великодушного нужен великий подвиг – ЧОН КАЗАТ.

«Чон Казат» – апогей подвига легендарного предка кыргызского народа Манаса Великодушного. Именно таких титанических планов, решений, действий и подвигов ждет изнуренный за 27 лет народ Кыргызстана от своего V-го Президента Сооронбая ЖЭЭНБЕКОВА (СШ).

Прошло четверть века, сменилось целое поколение граждан, страна пережила потерю своих территорий (Узенгу кууш, Каркыра), две военные антитеррористические компании «Баткен 1-2», ушли с политарены 4 президента (2 - путем бунта), чехардой сменилось 30 премьер-министров, заседает VI созыв парламента, но госбюджет Кыргызстана никогда не был в профиците. Сегодня стране практически грозит дефолт, экономика увязла в долгах и особых надежд на покрытие госвнешдолга не питает. Таковы итоги 9-кратного слома генконструкции государства (Конституции КР).

В среднем, каждые 3 года меняя правила государства под себя, 10% населения (из числа политических шарлатанов, мародеров, торгашей-базаркомов и ОПГ) захватила власть в стране и превратилась в обособленную касту - "госмафию". А сочиненная ТЕКЕБАЕВЫМ модель многопартийного парламентаризма заразила кыргызскую политику смертельной бациллой: «власть только за деньги – власть только богатым». Как итог, олигархическая политэлита полностью вышла из-под контроля общества и массы не имеют никакого влияния на принятие госрешений. Народ существует сам по себе на обочине жизни - в качестве обывателя, зрителя, революционной толпы и налогоплательщиков.

В стране экономический упадок, в поисках лучшей доли из КР выехало около 1.5. млн. граждан, а 2/3 из того, что потребляет страна произведено за границей. 37% ВВП составляют денежные переводы трудомигрантов, т.е. каждый 3-й сом зарабатывается тяжелым трудом мигранта. Но, этот заработок не создает резервов, так как он тратиться на мини-стройки (госмасштабного ничего нет), свадьбы, учебу детей, похороны близких, либо на покрытие потребительских кредитов.

Показатели макроэкономики все 27 лет топчутся на месте, официально за чертой бедности почти 35% населения. С 1991 года доход на душу населения (в месяц) остается на уровне $200, между тем госвнешдолг вырос в 1000 раз, инфляция взлетела в 150 раз, нацвалюта СОМ обесценилась в 17.5 раза. (Если в 1992 году КР взяла кредитов на $4,9 млн., то в 2018 году он достиг отметки $ 4,505 млрд. При этом, внешдолг полученный за период президентства АТАМБАЕВА (АША) составил более $ 2,0 млрд.). Втихую, (по мафиозным схемам), распроданы за бесценок все золоторудные и редкоземельные месторождения страны.

По заявлениям экспертов-экономистов, более 60% экономики Кыргызстана в тени. Но парламент КР работу каждого кабмина одобряет и считает деятельность всех отраслевых институтов (Минфин, Минэкономики, Минсельхоз, НацБанк, НАцЭнергоХолдинг и др.) весьма удовлетворительной. В тихом сговоре, меняется лишь премьер-министр, остальные члены остаются в креслах и продолжают свои «подвиги». Но рождаются вопросы:

- ЕСЛИ ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА НА УРОВНЕ 60%, ТО В ЧЕМ СМЫСЛ ТАКОГО ГОСУПРАВЛЕНИЯ?

- О КАКИХ ДОСТИЖЕНИЯХ ГОСУДАРСТВА МОЖНО РАССУЖДАТЬ ПРИ 60% ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ?

- КАК ПОБЕДИТЬ ГОСМАФИЮ, ГДЕ ГЛАВА НАЦБАНКА МОЖЕТ ЗАПРОСТО СПИСАТЬ СЕБЕ И СВОИМ ЛЮДЯМ 32 МЛН. СОМОВ ССУДЫ, А ПАРЛАМЕНТ НЕ ВИДИТ В ЭТОМ ПРЕСТУПЛЕНИЯ?

Ответов на эти и другие вопросы нет, и никогда не было. В итоге, страна на пороге большого экономического коллапса. По всем прогнозам, в будущем будет только хуже, ибо с 2020 года наступит горячая фаза возврата разворованных кредитов.

МИССИЯ "УТЕШИТЕЛЬ"…

Крах 27-летнего госменеджмента ярко оголился сразу после отставки АША. Госуправление оказалось на уровне самоуправства и самотека. Новый глава КР пытается придать госмашине хоть какую-то логику и темп, но пока ничего не ясно. Тем временем, страна продолжает тонуть в долгах, а народ бешенно крутит колесо жизни словно белка, пытаясь выбраться из круга нищеты.

Симптомы кризиса все те же: крах с Кумтором, рост цен и тарифов, почти нулевой экспорт и отсутствие у элиты видения по выводу страны из коллапса. Лишь повальная коррупция работает безотказно, как самая налаженная отрасль кыргызской экономики. У нее нет сбоев – продаются должности, приговоры судов, делаются подарки, отжимаются активы и чужой бизнес.

На этом фоне, президент ЖЭЭНБЕКОВ достойно несет свою карму – он УТЕШИТЕЛЬ (именно так переводится имя Сооронбай с кыргызского). Посещая регионы он внушает всем спокойствие. Наверное, так и должно быть, ведь после чересчур шумного экс-президента пришел спокойный лидер. Лишь бы пауза не затянулась и не cтала затишьем перед бурей - поводов для тревоги много.

Да, пока 5-й президент КР ЖЭЭНБЕКОВ имеет кредит доверия и сегодня он главный политический менеджер, реформатор и модератор страны. Вот краткий список его достижений за год работы:

1. Укрепил собственную власть, приведя наверх верных и близких себе людей. 

2. Отказался от ближнего окружения экс-друга, но сохранил его парламент и правительство. Следовательно, сохранил структуру политического устройства КР (многопартийный парламентаризм) и намерен двигаться в том же русле. 

3. Объявил 2017-2018 гг. – «Годом развития регионов» и стал ближе к народу во время намаза и авиаперелетов.

4. Наладил отношения с ближайшими соседями, хотя и на более суровых условиях сотрудничества - в части таможенных правил ЕАЭС, обуздания кыргызской контрабанды и отмывания банками КР преступных доходов.

5. После аварии на ТЭЦ Бишкека, объявил компанию борьбы с коррупцией. За решеткой оказались 2 экс-премьер-министра КР и фаворит экс-друга Икрам ИЛМИЯНОВ. Но, некоторые фигуранты успешно бежали из страны.

6. На фоне антикитайских протестов и настроений, он объявил сбор средств на погашение госвнешдолга.

7. Призвал к очистке судебной системы и провел небольшой пересмотр VIP-приговоров времен АША (в парламент вернулся депутат Канат Исаев).

Как видно из списка, большинство изменений произошли в кадровой и административной плоскости. Но, «политика – это сконцентрированное выражение экономики», говорил великий Ленин. С этой точки зрения Кыргызстан остро нуждается в долгосрочной стратегии устойчивого развития и в поэтапной дорожной карте. И мы - политсовет партии «ЧОН КАЗАТ» решили предложить обществу свой взгляд…

 

Этап № 1. ВОЗВРАТ ПОХИЩЕННОГО

 «Есть два способа разложить нацию:

наказывать невиновных

и не наказывать виновных».

Ф.Энгельс.

Граждане КР крайне устали от повальной все пожирающей коррупции. Значит, новый президент КР должен показать, что он сильнее коррупционеров, бандитов, «воров в законе» и реально может изменить путь развития страны. Особенно, когда парламент не несет никакой личностной ответственности за кризис, ссылаясь то на Президента КР, то на Кабмин, то на госперевороты, то на очередной мировой кризис.

ЖЭЭНБЕКОВУ необходимо под свою реформаторскую ответственность инициировать весьма жесткие законы, типа: «Об оргпреступности (госмафии), рэкете и безответственности (в сфере монетарной и фискальной политики). Официально признать и инкриминировать такие термины как «неэффективность экономики и бюджета», «нецелевые расходы бюджета», «рейдерство», «мародёрство» «вор в законе», «распил» и прочее. Далее необходимо предусмотреть возможность осуждения коррупционеров не только за совершение конкретного преступления, но и за членство или участие в госмафии – в ОПГ чиновников. Жесткая практика неотвратимости наказания принята во всей передовой мировой политике. (Например, в Сингапуре и Японии неэффетивным чиновникам и ворам, даже не совершившим преступление, грозит срок от 3 до 15 лет с конфискацией имущества, принадлежащего не только ему, но и членам его семьи, и лицам, имеющим к ним отношение, если они не доказали законность приобретения этого имущества).

В качестве «бонуса» предоставить коррупционерам освобождение от тюрьмы за возврат похищенного. То есть, ввести дифференцирование по суммам возврата - от $5,0 млн. до $25 млн. за каждый год содержания в тюрьме. Конфискованное имущество оприходовать сразу в пользу госбюджета.

Только таким путем можно вернуть в казну похищенные богатства страны, следовательно, веру народа в справедливость и неотвратимость наказания за госизмену (хищения и коррупцию). Эти меры урезонят аппетиты госмафии на будущее, восстановят веру инвесторов в стабильность КР. Без наказания отъявленных коррупционеров ни собственный народ, ни соседи, ни партнеры, ни доноры, ни инвесторы не поверят в перспективность Кыргызстана как страны.   

Коррупционеры прекрасно знают, что не смогут обосновать свои «сверхдоходы», поэтому и не вкладывают их на родине. Деньги уводят в офшоры, покупается недвижимость в Москве, Лондоне, Алматы, Дубаи, Анталии, Карловых Варах, Испании, США и в др. странах.

- ЕСЛИ ОЛИГАРХИ КР НЕ ВЕРЯТ В ПЕРСПЕКТИВЫ СТРАНЫ, ТО ПОЧЕМУ ИНОСТРАНЦЫ ДОЛЖНЫ ВКЛАДЫВАТЬСЯ В КЫРГЫЗСТАН?

Однако, здесь есть казус. 20.11.2018 президент ЖЭЭНБЕКОВ тепло встретился с экс-спикерами и премьер-министрами КР. На встрече он заявил: «…когда политическая элита научится уважать друг друга, прислушиваться к мнению других и конструктивно сотрудничать, только тогда государство будет развиваться». 

Значит, никто из этого списка не будет наказан за коррупцию и иные преступления в прошлом. Хотя именно эти VIP-гости были у руля власти, и именно они стоят за политическим и экономическим развалом Кыргызстана. В Китае их уже давно бы расстреляли, но ЖЭЭНБЕКОВ их ценит и надеется на их помощь. Получается, мафия бессмертна? 

Такая неконцептуальная и нецелостная борьба с коррупцией с отдельными арестами Исакова, Сатыбалдиева, Кулматова, Калиева и др. (из-за аварии на ТЭЦ Бишкека и личного противостояния с АША), лишь подтверждают версию о вынужденности, нежели программности борьбы ЖЭЭНБЕКОВА с коррупцией.

 

Этап № 2. ЦЕЛИ И СРОКИ ПРЕЗИДЕНСТВА

Год уже прошел, 5 лет президенства ЖЭЭНБЕКОВА пройдут также быстро, тем более через год новые выборы в Парламент и ему будет не до экономики. Времени все меньше - значит, чиновникам нужно дать точные сроки реформ, изменений, достижений и подвигов. Госаппарату, народу и госмашине нужен ясный ориентир типа: «Я реформатор и мои реформы неотвратимы. Объявляю войну неэффективности госуправления. Страна должна к 2023 году достичь уровня 1991 года по доходам на душу населения. Это в нашей истории было – значит достижимо». Сумеет ЖЭЭНБЕКОВ вдохновить свой госаппрат на трудовые подвиги - покажет время, а его почти нет, а уже осенью 2023 он должен красиво передать кресло новому Президенту КР. (Казахстан намерен войти в ТОР-30 лидеров мира, мы же за порогом 1991 года).

Кыргызстан сегодня – это страна с низкими пенсиями и зарплатами. Относительно 1990-х (по покупательской способности на продукты питания) возможности гражданина КР сегодня составляют где-то 10-12% от советского уровня. (Смотреть таблицу №1).

 

Таблица № 1

 Согласно доклада ООН, республики СССР в 1990-м году имели следующий ВВП (ППС):

 

 

Страны

 

 

Размер ВВП(1990)

На душу население

(тыс. долларов)

 

Размер ВВП(2016)

На душу население

(тыс. долларов)

 

Примечание сравнительная в % 1990 к 2016г.г.

РСФСР

17,5

26,1

149,1

Латвийская ССР

16,5

25,7

155,7

Эстонская

15,8

29,5

186,7

Беларусс

15,6

17,5

112,2

Литовская

13,0

29,9

230,0

Украинская

12,4

8,2

66,1

Грузинская

10,6

10,1

95,3

Казахская

10,1

25,7

2,54

Молдовская

10,0

5,2

52,0

Армянская

9,5

8,2

86,3

Туркменская

8,6

17,3

201,0

Азербайджанская

8,3

17,7

213,0

Киргизская

7,2

3,5

48,6

Узбекская

6,6

6,5

100,0

Таджикская

5,5

3,0

54,6


Если же сравнить Кыргызстан с Германией по уровню доходов на душу населения, то разница как между «небом и землей» (там ВВП на душу населения – $50 тыс. в год, у нас $1222 в год).

 

 

Этап № 3. ЖИТЬ БЕЗ ОБМАНА

«Существует три вида лжи:

ложь, наглая ложь и статистика».

Бенджамин Дизраэли

(премьер-министр Великобритании) 

 

Здесь главе государства необходимо конкретно и честно разобраться с госбюджетом Кыргызстана. Как говорила Маргарет ТЭТЧЕР: «Нет никаких «общественных денег», есть только деньги налогоплательщиков». Именно в казне закопана «свинья» кыргызской коррупции, хищений и воровства, а главный обманщик Нацстатком КР – это понимают все серьезные экономисты.

По идее, Нацстатком – главный индикатор кыргызской экономики, но в КР он уже давно просто жонглер «мертвых цифр». Нацстатком КР не имеет никакого политического веса и не управляет балансом развития экономики. Он мало отражает реалии жизни, следовательно, не является ориентиром для отраслей экономики, чиновников, инвесторов, самой власти и даже главы государства. На него ссылаются лишь при написании очередной стратегии развития типа: НСББ, НСУР или «Таза коом». Для сравнения нам показателен пример Грузии - у нас много схожих цифр, хотя Грузия по стартовым позициям даже уступает Кыргызстану (см. таблицу № 2).

 Таблица № 2

 

 

Показатели

 

 

Ед. измерение

 

 

Кыргызстан

 

Грузия

 

Примечание

%

площадь

Тыс. кв/км.

198,0

69,7

284,0

Население

Тыс. чел.

6 140,2

3 729,0

165,0

Средняя продолжительность жизни

лет

70,0

73,5

105,0

В том, числе: мужчин

лет

74,2

77,8

105,0

женщин

лет

66,0

69,2

105,0

Объём ВВП – 2017 г.

Млрд.$

7,6

15,2

200,0

ВВП на душу население

$

1222

4099,0

335,0

Бюджет - доход

Млрд.$

2.050

4,640

226,0

расход

-«-

2.601

4,852

186,5

дефицит

-«-

0,551

0,212

38,4

Госвнешдолг

-«-

4,847

4,2

109,1

К – во комбанков на

01.01.2018 г.

 

 

25

 

16

 

64,0

Объём активов – 01.07. 2017 г.

Млрд. $

2,9

14,4

496,5

Объём обязательств - 2017 г.

-«-

2,4

12.545

522,7

Собственный капитал

-«-

0,5(0,31)

1,855

371,0 (598,4)

 

Объём кредитования экономики - 2017 г.

 

-«-

 

1,590

 

9,237

 

580,9

 

В том числе: Кредитование резидентов-юрлиц

-«-

По отчету НБКР

Нет данных

 

4,280

 

?

 

Кредитование физлиц

-«-

По отчету НБКР

Нет данных

 

4,961

?

 

Золото-валютные резервы – 2016 год.

 

 

-«-

 

1,968

 

2,756

 

140,0

           

 

Итак, без реальных показателей Нацстаткома даже нет смысла рассуждать об экономике. Из года в год парламент КР утверждает дутые цифры и полуголые бюджеты. Наши кыргызские финансисты-умники даже включили иностранные гранты и кредиты в госбюджет КР как статьи доходов. Теперь его дефицит закрывается на 35-37% денежными переводами трудомигрантов и на 10-15% иностранными займами и грантами. 

На этом фоне показателен пример работы президента соседнего Узбекистана: «Президент РУ Шавкат МИРЗИЁЕВ не подписал проект госбюджета на 2018 года. Об этом он заявил в своем послании парламенту, в котором подвел итоги работы в 2017 году и определил основные задачи государства на 2018 год. «Минфин не распоряжается бюджетом. Я подпишу госбюджет на будущий год, когда он будет ориентирован на людей, а не на Минфин», - отметил в своей речи Мирзиёев. Глава государства пригрозил уволить зам.премьер-министра, министра финансов Джамшида Кучкарова, если в течение 1-го месяца не будет изменений. «Население должно зарабатывать, чтобы платить налоги», - заявил Ш.Мирзиёев».

 

(продолжение следует) http://div.kg/announcements/1640-kyrgyzstanu-nuzhen-velikiy-podvig-chon-kazat-chast-2.html

 

0 отзывов

Похожие новости

Новости / Политика и общество

00