5656

09.07.2018 мы увидели в Интернете свежий материал своих коллег «КЫРГЫЗСТАН И УЗБЕКИСТАН: ГОРИЗОНТЫ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ». http://kyrgyztoday.org/ru/news_ru/kyrgyzstan-i-uzbekistan-gorizonty-vzaimoponimaniya/Материал написан кратко и обзорно. 

Изучив его, мы решили вновь опубликовать свой взгляд на эту же тему, но под несколько критичным углом зрения. Итак наш материал: «KG-UZ: БИШКЕКУ СЛЕДУЕТ ИЗВЛЕЧЬ МАКСИМУМ ИЗ ПОЗИЦИИ "ДЖОКЕР", А НЕ ТУПО ИДТИ НА УСТУПКИ» от 16.01.2018, написанный ровно 7 месяцев назад. Итак, свежий ветер Ташкента и кыргызская пустошь на пути Китая. У КG супервозможности, но крайне коррумпированная б/у власть...

Новый импульс внешней политике Узбекистана (UZ) придал его второй президент МИРЗИЕЕВ Шавкат Мирамонович (МШМ). В период Ислама КАРИМОВА основой постоянных политметаний Ташкента была доктрина «неприсоединения» к интеграционным проектам. Эта закрытость была своего рода гарантией первичного становления независимого UZ и защитой от агрессивного внешнего влияния геополитических китов: США, ЕС, Китая и России.

СВЕЖИЙ ВЕТЕР ТАШКЕНТА

Однако, в последние годы (с образованием ЕвроАзийского Экономического Союза - ЕАЭС) для UZ наступили новые условия и барьеры. То есть, ЕАЭС (как региональное интеграционное объединение) для UZ стал почти закрыт и привел к росту транзакционных издержек для вхождения на этот рынок. То есть, к политике неприсоединения, UZ получил дополнительный режим изоляции.

Но, все же UZ искал любые пути минимализации своих экономических потерь и максимальные возможности по выходу на рынки соседей и далее. Как говорится, “географию трудно отменить”. С приходом на узбекский трон МШМ подул “новый ветер” и он (как новатор-реформатор) начал политику сближения с соседями и пошел на разрешение многих застывших пригранично-конфликтных вопросов.

Через год своего президентсва, МШМ обозначил уже новый вектор - экономический. В этих целях, он подписал указ «О дополнительных мерах по стимулированию экспорта и обеспечению конкурентоспособности отечественных товаров на внешних рынках», которым были отменены экспортные пошлины на все виды товаров и лицензирование экспорта.

ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ВЗОРОМ

Вскоре, обновленный Ташкент позволил своим производителям открывать за рубежом «Торговые дома» и торгпредства UZ, с целью экспансии соседних рынков и продвижения своих товаров на условиях консигнации (в долг - с оплатой товара после реализации). Здесь следует отметить особое влияние на МШМ известного преуспевающего узбекского миллиардера Алишера УСМАНОВА, который имеет серьезный опыт ведения бизнеса по международным стандартам и влияние на истеблишмент UZ.

Справка:

Алише́р Бурха́нович Усма́нов — российский предприниматель и меценат узбекского происхождения, миллиардер, основатель USM Holdings. В марте 2012 года издание Bloomberg назвало Усманова самым богатым человеком России, оценив его состояние в $20 млрд. В 2013—2015 гг. возглавлял список богатейших людей RU. В 2012 году, по версии журнала «Forbes», занял 67-е место среди самых влиятельных людей мира. В 2013 году вошёл в ежегодный рейтинг «50 наиболее влиятельных людей» по версии журнала «Bloomberg Markets Magazine».

Дополнительно, власти UZ освободили госпредприятия (экспортеров) от обязательной продажи части своей экспортной валютной выручки Нацбанку UZ (НБУ). Дело в том, что наличие свободных валютных средств у производителей UZ также требовало либерализации рынка валют и введения механизма свободной конвертации валюты с унификацией официального и неофициального курсов валюты. Иначе, выйти на чужие рынки капитал UZ просто не мог. Результат валютной реформы МШМ оказался серьезным. Вот справка:

  • В результате новой валютной политики, курс узбекского сума снизился почти на 100%. Ослабление сума было расчитано на поддержку экспорта и новой экспортно-ориентированной политики.

По данным узбекских экономистов, все данные меры UZ нацелены на две задачи - увеличение ВВП и создание новых рабочих мест.

Следующим шагом (в рамках расширения политики экспорто-ориентированного развития UZ) Ташкент видит создание специализированного экспортно-импортного банка (UZ-Эксимбанка). Без этого институционального финансового инструмента обеспечить устойчивый рост экспорта товаров с высокой добавленной стоимостью будет рисковано, да и трудно, заявляют экономисты.

«MADE IN UZ»

Пока (по оценкам экспертов) внутренний рынок UZ для собственного производства достаточно емкий: население составляет почти 50% всего населения Центрально-Азиатского региона. Ежегодно 500 тысяч молодых граждан РУ заканчивают школы и выходят на рынок труда. В этой связи, власти создают все новые СЭЗ (свободные экономические зоны). Так, к трем имеющимся, «Навои», «Ангрен» и «Джизак», добавились 7 фармацевтических СЭЗ. Также власти прорабатывает вопрос открытия СЭЗ II-го уровня, которые будут носить региональный характер, в Кокандской, Самаркандской, Ташкентской и Наманганской областях.

По данным СМИ, локомотивом нового экономического рывка UZ будут: текстильная промышленность, производство стройматериалов и плодоовощной сектор. То есть, создается производственная цепочка товаров с добавленной стоимостью. UZ больше не хочет продавать просто хлопок или помидоры, он намерен продавать всю товарную линейку.

Наиболее желательным рынком для товаров «Made in UZ», безусловно, являются просторы России и всего ЕАЭС. Однако, выход туда требует от UZ создания множества СП на соседних территориях. В KZ уже организовано СП по сборке автомобилей GM-UZ, там сошло с конвейера несколько тысяч авто, часть реализована в КZ, а часть ушла в RU. Нетронутыми оставались лишь TG и KG...

ТРЕВОГИ КЫРГЫЗСКОЙ ПУСТОШИ

И вот пришла очередь Бишкека. Для начала Ташкент намерен осуществить в КG несколько проектов. У KG почти супервозможности – ее территория практически пуста. Здесь нет никаких серьезных производственных мощностей, кроме Кумтора. Осознавая все это, МШМ пригласил главу KG Сооронбая ЖЭЭНБЕКОВА (СШЖ) в Ташкент, где подписано соглашение о проекте по организации предэкспортного финансирования со стороны банков UZ (т.е. СП на территории KG) на сумму до $100 млн.

Cправка:

По данным СМИ, бизнес-модель (предэкспортное финансирование банков) для UZ новая. Но Ташкент надеется, что будет положительный эффект, который не закончиться банальным «распилом» в Кыргызстане.  

Но, продвинутая экономическая экспансия узбекским капиталом Кыргызстана, таит свои угрозы.

Во-первых, - это неравномерные темпы демографии в 2-х странах (т.е. низкая состязательность человеческих и трудовых бизнес-ресурсов плюс ее переток из UZ в KG).

Во-вторых, - это малоосвоенность регионов KG, ее промышленная отсталость и неконкурентность. К тому же, бюджетообразующие потоки ГСМ и газоснабжение уже в руках RU-корпораций.

В-третьих, KG может стать просто потребителем узбекских товаров, вдобавок к давним китайским и ЕАЭС.

Кризис малого бизнеса (госмасштабного KG-бизнеса практически нет) уже демонстрирует плач аграриев юга - товар с их теплиц уже неконкурентен, появились проблемы с возвратом кредитов и т.д. Налицо и проседание Карасуйского оптового рынка, после открытия прямой автолинии «Кашгар-Андижан-Ташкент». (Если раньше товар выгружался в Кара-Суу и малыми партиями уходил в UZ (даже товары узбекских бизнесменов), то теперь логистика наоборот. Более массивный объем грузов из Китая без задержки уходит в UZ и уже потом  малыми партиями возвращаться на юг KG). Больше расцвета Карасуйского рынка не будет - таковы первые итоги интеграции UZ и KG, то ли еще будет...

UZ НАВСТРЕЧУ КИТАЮ

Если брать масштабно, то будущие экономические перспективы КG реально удручающие. Особенно с учетом того факта, что «КЫРГЫЗСТАН СТАНОВИТСЯ ОДНОЙ ИЗ ЗАПАДНЫХ ПРОВИНЦИЙ КИТАЯ» http://div.kg/announcements/1541-kyrgyzstan-stanovitsya-odnoy-iz-zapadnyh-provinciy-kitaya.html.

Дело в том, что Китай 7-мильными шагами идет на Запад (через наш регион он проходит по KG и TG). Вот тут-то Ташкент и готов на многое, лишь бы встроиться в международные транзитные проекты Китая, дабы получить свою долю от глобального китайского пирога «Один пояс и путь». Образно говоря, UZ через KG и TG протягивает руку Китаю, а нам даже не дают времени собраться с мыслями. (Кстати, сегодня МШМ с госвизитом в Душанбе).

Пока Ташкент делает вид, что намерен интегрироваться с KG во имя адаптации к ЕАЭС. Но в реальности, это китайский проект «Один пояс и путь» требует от UZ скорейшего прорыва в логистике - за счет полномасштабного использования своего транзитного потенциала, а также соседей КG и TG. (Ибо собственных сил строить ж-д через горы Тянь-Шаня в UZ у них нет, и Ташкент может реально оказатся в стороне от китайских потоков - достаточно посмотреть карту НШП (Нового Шелкового Пути). И здесь у KG рельный джокер.

Безусловно, что геоцель UZ - это стать более солидным игроком в региональной политике. Ради нее Ташкент будет пытаться играть и на региональных, и на глобальных струнах. Но уже ясно, что время Ислам-ака ушло - Ташкент меняет взгляды. Каримов боялся спешить, ибо хорошо понимал стоящие перед неокрепшими государствами геоугрозы. Поэтому он сделал все, чтобы после него остался крепкий UZ...

PS.

Фергана, безусловно, может стать одним из перекрестков проекта «Один пояс - один путь». Но, НШП может пройти и мимо Ташкента – через Алайскую долину KG и Каратегин TG (с выходом на Душанбе) и далее в Иран. Власти UZ прекрасно это понимают и поэтому они обихаживают Бишкек и Душанбе. Следовательно, властям KG (особенно СШЖ) следует извлечь максимальную выгоду из позиции Джокер, а не тупо распродавать свои земли и идти на уступки соседям.

Максат МАМЫТКАНОВ

0 отзывов

Другие материалы из категории «Экономика и бизнес / Аналитика и комментарии»