Китай - империя зла, или почему Азия разлюбила «Один пояс - Один путь»

(на фото стоянка скоростных поездов в г. Ухань)

 

Китайский инфраструктурный мегапроект «Один пояс, один путь», как и положено проектам такого масштаба, продолжает вызывать много споров. В большинстве из более 60 стран, которые в него входят, особенно, в бедных государствах Африки и Азии, в нем видят средство для построения лучшей жизни. Однако, на Западе его считают тактической уловкой Пекина и главы КНР Си Цзиньпина лично, при помощи которой он собирается занять доминирующее положение сразу на 3-х континентах: в Азии, Африке и Европе. У азиатских народов, утверждают западные политики и экономисты, постепенно раскрываются глаза на истинные намерения и цели Пекина.

В этом отношении показательна история с Мальдивами, считает агентство Bloomberg. В конце августа президент Абдулла Ямин открыл построенный китайцами мост, связывающий два острова архипелага, и назвал его «воротами в завтрашний день, в светлое будущее». Через месяц на Мальдивах сменилось правительство. Новые власти пришли в ужас от огромных долгов, сделанных предшественниками. Большая часть этих долгов, составляющих почти 20% ВВП страны, принадлежит Китаю и сделана на китайских инфраструктурных проектах Ямином, который придерживался прокитайской ориентации. В качестве примера прокитайской политики правительства Ямина приводится тендер на строительство больницы. Власти отвергли предложение компании, предлагавшей построить ее за $54 млн., и передали контракт китайской фирме, смета которой почти в 3 раза больше – $140 млн.

 

Новый министр финансов Мальдив Ибрагим Амир теперь попросил заем на $200 млн. у Дели и в отместку Пекину публично пообещал проводить политику «Индия на первом месте». (Мальдивы - лишь один из множества подобных примеров, приводимых западными СМИ).

В разных странах от Малайзии до Шри Ланки тщательное изучение многочисленных инфраструктурных проектов в рамках «Одного пояса, одного пути» обнаруживает нарушения и факты коррупции местных чиновников. Все больше китайских проектов приостанавливаются. И недовольство китайскими строителями порой приобретает чересчур радикальные формы.

 

Например, в Пакистане, который в Китае называют «всепогодным» союзником, т.е. союзником на все времена и любые обстоятельства, боевики, недовольные появлением китайских строителей в отдаленных районах, напали в ноябре на консульство КНР в Карачи и убили 7 человек.

 

На Шри Ланке, утверждает Bloomberg, растет гнев из-за растущего экономического влияния Пекина в стране и страх перед потерей суверенитета, а в Мьянме (Бирме) советник по экономике при правительстве раскритиковал китайскую смету строительства порта, утвержденную предыдущим военным правительством. Он уверен, что $7,5 млрд. - очень завышенная стоимость проекта.

 

В Индии, одном из главных геополитических противников Китая в Азии, которая несмотря на предложения Пекина отказалась присоединяться к китайскому мегапроекту, считают, как и на Западе, что китайцы заманивают участников проекта в долговые ловушки. Так, исследование, проведенное в этом году, американским Центром глобального развития, выделило восемь стран, участников проекта «Один пояс, один путь»: Пакистан, Мальдивы, Лаос, Монголия, Джибути и другие, где долги Китаю достигли опасных размеров.

 

Западные экономисты отмечают, что, кроме заманивания в долговую ловушку, китайские кредиты выполняют важную стратегическую роль, например, в Индийском океане, через который проходят важнейшие торговые маршруты. Больше всех, конечно, не стесняются в выражениях при описании китайского «коварства» американцы. Так, вице-президент Майк Пенс, например, совсем недавно на саммите АСЕАН в Сингапуре назвал проект «Один пояс, один путь» «удавкой» или «дорогой в один конец». Вашингтон создал агентство, которое раздаст на инфраструктурные проекты $60 млрд., но эта сумма бледнеет рядом со сметой китайского мегапроекта, оцененной к 2027 г. в $1,3 трлн.

 

В Пекине соглашаются с отдельными случаями неподобающего поведения китайских бизнесменов и пересматривают планы, заявил агентству Bloomberg высокопоставленный китайский чиновник, попросивший не называть его имя. В Пекине, по его словам, прекрасно понимают, что подобные случаи могут навредить имиджу Поднебесной на международной арене и предпринимают меры по исправлению ситуации. Китайские власти сейчас тщательнее проверяют все проекты, связанные с «Одним поясом, одним путем», и разрабатывают правила, которые неукоснительно должны выполнять китайские бизнесмены, работающие за границей.

 

В первую очередь, усилия китайского правительства направлены на искоренение коррупции и повышение качества строительных объектов. Кроме этого, в Пекине не возражают против пересмотра контрактов, условия которых по каким-то причинам перестали устраивать власти на местах.

 

PS. На этом фоне в России, Казахстане и Кыргызстане (также должники КНР), антикитайские настроения подогреваются не только экономической экспансией, но еще и карательными мерами Пекина против кыргызов, казахов и уйгуров (мусульман) компактно проживающих на территории СУАР Китая.  

 

Сергей МАНУКОВ «Expert Online» 2018  

http://expert.ru/data/public/545495/545544/tass_25075156.jpg

 

 

0 отзывов

Похожие новости

Экономика и бизнес / Аналитика и комментарии

00